О наиболее часто встречающихся нарушениях арбитражными управляющими
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Управление) проводятся мероприятия по профилактике совершения правонарушений арбитражными управляющими. Одним из таких мероприятий является информирование заинтересованных лиц о наиболее часто встречающихся случаях, когда арбитражные управляющие привлекаются к административной ответственности.
Проанализировав правонарушения можно сказать, что за 2021 год в отношении арбитражных управляющих составлено 225 протоколов об административных правонарушениях, а за первое полугодие 2022 года – 131. Абсолютное большинство выявленных правонарушений касается раскрытия арбитражными управляющими сведений о своей деятельности, а именно: нарушаются сроки и порядок опубликования сведений о процедуре банкротства, а также требования к порядку представления и содержанию отчетов о деятельности арбитражного управляющего.
Достаточно распространенными нарушениями являются несоблюдение сроков проведения инвентаризации и порядка реализации имущества должника, порядка распределения денежных средств должника, порядка и периодичности проведения собрания кредиторов и работников, бывших работников должника, несоблюдение порядка ведения реестра требований кредиторов, сроков представления собранию кредиторов положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника. Также достаточно часто нарушаются сроки направления в арбитражный суд протокола собрания кредиторов, с нарушением срока предоставляются отчеты о своей деятельности суду.
Наряду с вышеперечисленными, арбитражными управляющими нарушаются требования:
- об опубликовании сведений о признании действий арбитражных управляющих незаконными в рамках процедур банкротства (п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) -о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного или фиктивного банкротства граждан (п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве),
- сроки опубликования сообщений о проведении собрания кредиторов (п. 4 ст. 13 Закона о банкротстве) и сведений о результатах проведения собрания кредиторов (заседания комитета кредиторов) или о признании их несостоявшимся (п. 7 ст. 12, п. 5 ст. 18 Закона о банкротстве),
- срок опубликования сведений о получении арбитражным управляющим требований кредиторов о включении в реестр (п. 2 ст. 100 Закона о банкротстве). При этом в силу прямого указания в п. 4 ст. 213.24 Закона о банкротстве сведения о получении требований кредиторов подлежат включению финансовым управляющим в ЕФРСБ в процедурах реализации имущества должников граждан и индивидуальных предпринимателей.
Также достаточно часто выявлялись нарушения требований п. 1 ст. 61.22 Закона о банкротстве, предусматривающего обязанность по опубликованию сведений о подаче заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, определения о результатах рассмотрения такого заявления и судебных актах вышестоящих судебных инстанций.
Кроме того, наиболее часто выявляемые нарушения связаны с раскрытием арбитражным управляющим сведений о своей деятельности посредством представления отчетов кредиторам.
Обращаем внимание, что на соблюдение требований законодательства к содержанию отчета, изложенных как в Законе о банкротстве, так и в правилах подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299, а также закрепленных в типовых формах отчетов арбитражных управляющих, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.08.2003 № 195.
При составлении отчетов должны заполняться все графы, предусмотренные соответствующей типовой формой.
Необходимо вносить в отчет все идентифицирующие должника сведения: полное и сокращенное наименование должника, ОГРН, ИНН, все ОКВЭДы, адрес должника.
В отчете также должны быть подробно изложены сведения об арбитражном управляющем, заключенных им договорах обязательного страхования своей ответственности, договорах со всеми привлеченными специалистами с указанием их имени (наименования), размера вознаграждения (с расшифровкой за какой срок или объем работы уплачивается данное вознаграждение), срока, на который заключен договор с каждым специалистом.
Все имущество, которое выявлено арбитражным управляющим, должно быть отражено в отчете с указанием наименования каждой единицы имущества, его балансовой и рыночной (если она известна) стоимости. Необходимо идентифицировать каждую индивидуально-определенную вещь, а также иные категории имущества, в том числе дебиторскую задолженность. Если идентифицировать имущество не представляется возможным, необходимо указать об этом в отчете с указанием причины.
Также в отчете в соответствующем разделе должны быть поименно перечислены все кредиторы, требования которых включены в реестр, с указанием суммы каждого требования; в случае частичного погашения требования, информация об этом также должна быть отражена в отчете.
Информация о текущих платежах должна быть представлена в объеме, установленном п. 2 ст. 143 Закона о банкротстве. Зачастую арбитражные управляющие указывают данную информацию не полностью, в связи с чем, в отчете отсутствуют сведения о процедуре банкротства, в ходе которой возникло текущее требование, непогашенный остаток или иные сведения. Кроме того, в соответствии с требованиями Закона о банкротстве в отчете должна быть отражена информация о каждом текущем обязательстве, соответственно, текущие кредиторы также должны быть идентифицированы.
Все сведения, включенные в отчет, должны подтверждаться документами, которые прилагаются к отчету. При этом, информацию о документах, подтверждающих изложенные в отчете сведения, необходимо указать в разделе отчета: «Приложения…». Нарушение данного требования выявляется при расследовании большого количества дел.
Кроме перечисленных нарушений Управлением также выявлялись и иные, например, нарушение сроков представления собранию кредиторов отчета конкурсного управляющего о своей деятельности, нарушение порядка проведения собрания кредиторов и работников, неисполнение обязанности по выявлению имущества должника, неисполнение обязанности по направлению кредиторам отчетов финансового управляющего о своей деятельности в процедуре банкротства гражданина и индивидуального предпринимателя.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что статус арбитражного управляющего определяется тем, что он осуществляет публично-значимую деятельность (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2005 № 12-II).
В силу значимости деятельности арбитражного управляющего для общества, законодательством о несостоятельности (банкротстве) на него возлагается обязанность по доведению до сведения, как участников дела о банкротстве, так и неограниченного круга лиц, полной и достоверной информации о соответствующей процедуре банкротства путем включения данной информации в сообщения, размещаемые на доступном Интернет-ресурсе: Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и официальном издании – газета «Коммерсантъ».
Кроме того, необходимо отметить, что за анализируемый период времени по результатам административных расследований, в том числе, за вышеперечисленные правонарушения, практика привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности на территории Свердловской области изменилась в части увеличения числа назначаемых арбитражным судом наказаний как в виде предупреждения и штрафов, так и в виде дисквалификации.
Получить дополнительную информацию возможно при обращении в Управление Росреестра по Свердловской области по телефону 8 (343) 375-40-58, контактное лицо –начальник отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Чернавских Екатерина Борисовна.
Теги: